Традиция или чванство?
Не все традиции помогают правильно развиваться человеку и обществу, некоторые негласные запреты мешают молодым людям жить полной жизнью. Поэтому аксакалы призывают забыть такие устои и идти в ногу со временем.
Учительнице средней школы Алматы Куралай в этом году исполнится 39 лет. 13 лет назад она чуть было не вышла замуж, но негласная традиция помешала ее счастью. С тех пор она одинока.
«Я по натуре однолюбка. В тот год поехала на свадьбу своей подруги в Кызылорду и там встретила очень красивого и умного парня. Я верю в любовь с первого взгляда. Наверное, поэтому влюбилась в этого человека сразу. И я ему понравилась, мы быстро нашли общий язык. После он стал приезжать ко мне в Алматы, я была уверена, что все идет к свадьбе, но узнав, какому казахскому роду я принадлежу, он перестал со мной общаться. Оказалось, что он сам из рода «қожа», и ему нужна была девушка из своего «высокого», как они говорят, рода. Вот так оказалась для него бракованной», – вспоминает Куралай.
Часто подобные истории про несчастных молодых людей можно услышать в южных регионах страны, где эта традиция негласным образом соблюдается. Причину такого отношения выходцев из рода «қожа» этнографы объясняют тем, что они раньше не считали себя казахами. Род «қожа» не входит в состав трех жузов, поэтому они причисляют себя к аристократии.
Ляйля сейчас живет в Кызылординской области, но иногда вспоминает трагедию, свидетельницей которой стала в родном ауле. «Если парень или девушка не поженились из-за того, что они не из одного рода «қожа» – это еще полбеды. У нас был один случай, когда парень вообще покончил с собой, после того как семья не приняла его возлюбленную. Разбитое сердце и неустроенная жизнь – это полбеды», – говорит Ляйля-келин.
Однако эксперты уверены, что этот негласный запрет современными представителями рода «қожа» давно не соблюдается. Доказательством может служить внешний вид представителей этого рода.
«Қожа» – потомки Пророка. Если бы они соблюдали «чистоту крови», то выглядели бы иначе. Они должны быть похожи на арабов. Однако сейчас «қожа» выглядят, как обыкновенные казахи. Все эти разговоры – это понты. Давно, возможно, этому правилу и следовали, но сама по себе такого рода традиция противоречит казахским устоям, потому что у казахов как раз бракосочетание представителей разных племен всегда поддерживалось», – считает историк Бахтияр Албани.
Поэтому современные этнографы уверены, что те, кто соблюдает негласную традицию выходцев рода «қожа», глубоко ошибаются. Их поддерживает Ляйля: «В жизни людям очень часто мешает важничанье и чванство – я всё знаю, я всё умею, отсутствие интереса к другим и желания узнать что-то новое, чему-то научиться. На самом деле, это обкрадывает гордецов».
Сара Исаева