Единообразие судебной практики – залог доверия к судебной системе

Фото: kursiv.kz

Сохранение единого и стабильного правового режима в стране, эффективная защита прав и охраняемых законом интересов обеспечивается единообразным применением судами законов.

Это одно из основных условий выполнения задач, поставленных президентом Казахстана в Плане нации «100 шагов по реализации 5 институциональных реформ» по обеспечению верховенства закона. Результаты работы судебной системы за первое полугодие 2015 года обсуждались на расширенном совещании судей.

За шесть месяцев этого года Верховный Суд провел масштабное изучение судебной практики по всем категориям дел.Все судебные акты систематизированы в Электронный классификатор судебных дел, проведены обобщения с учетом наработанной практики.

На внутреннем портале Верховного Суда   внедрен новый сервис «Форум (обобщения)», предназначенный для публикации, обсуждения и комментирования  обобщений судебной  практики судьями всех уровней. На сегодняшний день на Форуме размещены все обобщения по Электронному классификатору за 2014 год. Этот проект еще не завершен и требует дополнительной проработки.

Но это - практические шаги реализации поручений Президента страны по улучшению системы правосудия в соответствии со стандартами передовых стран мира, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Отдельные нарекания в адрес судов об отсутствии единой судебной практики  по многим категориям дел, а также еще целый ряд проблем, нашли свое подтверждение в ходе внедрения Электронного классификатора.

Создание такого сервиса, как Электронный классификатор, окажет большую практическую помощь, в первую очередь, самим судьям.

Каждый из них на своем рабочем месте должен иметь оперативный доступ к судебной практике Верховного Суда по всем категориям дел и знать, какие подходы в правоприменительной практике можно брать за основу.

В перспективе классификатор должен стать доступным широкому кругу пользователей, что сыграет большую роль в  формировании режима правовой определенности.

Ознакомившись с обобщениями судебной практики, пользователи, а особенно профессиональные участники судопроизводства, смогут получить более объективное представление о перспективе разрешения спора и, более того, о целесообразности обращения в суд.

Соцопрос, проведенный экспертами Центра исследования правовой политики совместно с ПРООН показал, что 71,3% опрошенных выразили удовлетворенность работой судов. Судьям доверяют почти 80% респондентов, удовлетворены подготовленностью судьи к судебному разбирательству - 83%. Статистика Верховного суда показывает, что 98,6% всех вынесенных по республике судебных актов признаны законными и обоснованными.

Вместе с тем,есть   судьи,  недостаточно ответственно  подходящие  к  подготовке  процессов. Они начинают  судебные  заседания  с  опозданием,  демонстрируют  поверхностное   знание  материалов  дела.     А некоторые  и  сами  некорректно ведут себя  в  судебных  заседаниях, не  реагируют  на  неэтичное  поведение  участников  процесса.

«Судья  Кызылординского  областного  суда  Пазылов  во время  процесса  вместе  с государственным  обвинителем  все  время  отвлекался  на  просмотр  сотовых  телефонов. Во время исследования  видеозаписи  по делу, судья  неоднократно подзывал  к  себе  молодого  человека  и  переговаривался  с  ним, допуская при этом  обращения  и  замечания  в непроцессуальной  форме», - отметил в своем выступлении Председатель Верховного суда Кайрат Мами.

И такие  факты  не единичны.

«В  Верховный  Суд  поступила  жалоба гражданки  Багаутдиновой, которая    прямо  указала, что  в ходе  судебных  процессов  по  ее  уголовному  делу    прокурор  весь  судебный  процесс  был занят  своим  мобильным телефоном, а  председательствующий – судья  Алмалинского  районного  суда  г. Алматы  никак  на  это  не  реагировал. При  изучении видеозаписи судебных заседаний эти факты подтвердились», - добавил он.

Такое отношение судей  к  соблюдению  установленных правил судебного  разбирательства  отрицательно  сказывается на имидже    всей  судебной  системы. Обязательный просмотр аудиовидеозаписей  судебных  заседаний нижестоящих судов  при  рассмотрении   конкретных  дел  в  апелляционной и кассационной  инстанциях станет постоянной практикой.

С учетом новых подходов к работе всей судебной системы, Верховный Суд к концу 2015 года намерен еще раз пересмотреть критерии  оценки эффективности работы судов.Серьезные изменения претерпит процедура отбора судей. В их числе: повышение возрастного ценза для кандидатов в судьи, введение требования о пятилетнем стаже работы, связанной с судопроизводством, внедрение института личного поручительства, а также годичного испытательного срока для впервые назначенных судей.

Предполагается введение постоянной оплачиваемой стажировки в судах, а также увеличение до одного года срока стажировки магистрантов Института правосудия. Институт будет переподчинен Верховному Суду, его работу планирует построить по трем направлениям: магистратура, повышение квалификации действующих судей и научно- исследовательская работа.

Одновременно повышаются требования и к действующим судьям.

В составе Судебного жюри будут функционировать дисциплинарная и квалификационная коллегии. Жюри будет давать оценку профессионального уровня судей, завершивших испытательный срок, затем - по истечении первых пяти и десяти лет судейской работы, а также при выдвижении  на вышестоящую должность.

Вместе с тем, перед судебной системой стоят новые  большие задачи. Это:

- переход к трехзвенной судебной системе;

- образование  в  Верховном  Суде  специализированной коллегии по инвестиционным делам и создание консультативного Международного совета.

Согласно Концепции нового трудового законодательства поддержано создание специализированных судов по   трудовым  спорам.Сегодня ведется разработка необходимых законопроектов. Эта работа, должна быть завершена к 1 сентября 2015 года.

Практика  должна стать более стабильной и  предсказуемой, а решения суда – не оставляющими сомнений  в их правомерности и законности.

 

До сих пор есть поводы для обоснованной критики, в том числе и со стороны зарубежных экспертов, по поводу нестабильности судебной практики.

80 судебных актов кассации по республике (или 43%) отменены с восстановлением решения или апелляционного постановления.

Суды отработали полугодие в условиях новых Уголовного, Уголовно-процессуального и Уголовно-исполнительного кодексов.

Отдельного внимания заслуживает институт следственных судей. Суды реже стали применять лишение свободы и чаще - альтернативные виды наказания.

На 11,5% по сравнению с 1-ым полугодием прошлого  года снизилось количество лиц, осужденных к лишению свободы. При этом почти на 20% увеличилось количество осужденных к другим видам  наказания.

Именно применение альтернативных аресту мер наказаний, не связанных с лишением свободы, позволило существенно сократить количество заключенных в стране.

Но, с другой стороны, из   рассмотренных   судами   республики  7 559  ходатайств  о  санкционировании  ареста  удовлетворено  7 234  ходатайства или  95,7%. Отказано лишь в 4,3% случаев.

Вряд  ли  из  этого  можно  сделать  вывод, что  органы  уголовного  преследования  стали  очень  ответственно  подходить  к  этому, и  суду ничего не  остается, как  санкционировать  арест.

Это  подтверждается  и  результатами  апелляционного  обжалования  таких  постановлений.

Суды  республики  до  сих  пор не  могут  отойти  от  обвинительного  уклона.

Удельный  вес  оправданных  составляет   всего лишь  2,1 %.

Конечно, у судов нет цели, повсеместно выносить оправдательные приговоры. Но к оправдательным приговорам нельзя относиться как к чему-то из ряда вон выходящему.

Это обычная практика развитых зарубежных стран, и Казахстан должен соответствовать международным стандартам.

Изучение и выработка переходных положений  нового процессуального законодательства необходима для того, чтобы обеспечить единообразный и единовременный  подход в вопросах передачи полномочий кассационного производства из областных судов в Верховный Суд. При этом должна быть исключена малейшая вероятность нарушения процессуальных прав граждан.

Верховный Суд должен предоставить населению и, в первую очередь, заинтересованному юридическому сообществу, возможность использовать лучшую судебную практику казахстанских судов, сформировав полноценно функционирующий Банк судебных актов.

Поделиться