Как зарождалась казахстанская журналистика
От первых печатных изданий XIX века до формирования национального самосознания.
Как развивалась казахская пресса, кто стоял у ее истоков, и какую роль сыграли женщины-журналисты?
От идей мыслителей до первой газетыИстоки казахстанской журналистики восходят ко второй половине XIX века — времени становления национального просвещения. Огромную роль в формировании общественной мысли сыграли выдающиеся деятели того времени: Ибрай Алтынсарин, Абай Кунанбаев, Чокан Валиханов. Они стремились к просвещению казахского народа, разоблачали несправедливость и призывали к реформам. Особое значение имела деятельность Ибрая Алтынсарина, который не только создавал школы для казахских детей, но и писал учебники, закладывая основу системы образования.
Первая газета Казахстана — «Публикации по Семипалатинской области» — выходила с 1863 по 1870 год. Однако настоящим значимым изданием стали «Туркестанские ведомости», начавшие выходить в 1870 году на русском языке. Важным событием стало появление казахскоязычного приложения к этой газете — «Туркестан уалаятынын газеты» (1870–1882), где публиковались статьи казахских публицистов и поэтов, таких как К. Бабажанов, А. Диваев, М. Ж. Копеев.
Развитие казахстанской журналистики можно проследить по появлению новых изданий на казахском языке:
1870–1882 — «Туркестан уалаятынын газеты»; 1895–1909 — «Торгай» («Тургайская газета»); 1911–1915 — журнал «Айкап»; 1913–1918 — газета «Казах»; 1907–1918 — журнал «Серке»; С 1917 года — «Сарыарқа», «Үш жүз», «Ұран». Появление независимой прессыОсобую роль в становлении казахстанской журналистики сыграли журнал «Айкап» и газета «Казах». «Айкап» стал первой независимой казахскоязычной публикацией, освещавшей жизнь казахского общества, бесправие и произвол властей. Важное место в издании занимали репортажи из сельской глубинки и обсуждение политических вопросов, включая работу казахских депутатов в Государственной Думе.
С 1913 года издавалась первая политическая газета Казахстана — «Казах». Благодаря высокому спросу она выходила дважды в неделю, а к 1915 году ее тираж достиг 8000 экземпляров. Газета распространялась не только в Казахстане, но и в крупных городах России. Основатели издания — Ахмет Байтурсынов, Алихан Букейханов, Миржакип Дулатов — использовали его как платформу для обсуждения вопросов национальной идентичности, государственного устройства и культуры. В статье Алихана Букейханова «Қазақ тарихы» («История казахов»), подписанной псевдонимом «Түрік баласы», была сформулирована миссия газеты: «Мы должны стремиться к просвещению и сохранению нашей самобытной национальной традиции; мы обязаны на основе прошлого создать современную казахскую культуру и литературу».
Голос женщинЖурналистика того периода дала голос женщинам. Первая казахская журналистка Назире Кулжанова писала для газет «Казах», «Сарыарқа», «Алаш», поднимая вопросы женского образования. Ее примеру последовали другие авторы, среди которых — Сакыпжамал Тлеубайкызы, опубликовавшая в журнале «Айкап» статью «Отцам казахских девушек». В ней утверждалось, что каждая девушка — будущая мать, а значит, она должна быть грамотной, чтобы воспитывать образованных детей.
Выдающиеся публицисты того времени активно участвовали в создании образовательных изданий и культурных проектов. Назире Кулжанова в 1923–1925 годах работала в журналах «Красный Казахстан» и «Равенство женщин», а также написала книгу «Дошкольное воспитание» (1923).
Репрессии за «инакомыслие»Однако 1930-е годы принесли трагедию казахской интеллигенции. Многие видные деятели были репрессированы. В 1938 году Сакен Сейфуллин был расстрелян как «враг народа». В 1928 году были арестованы Миржакип Дулатов и Ахмет Байтурсынов. Из Бутырской тюрьмы Дулатов написал «Письмо к поколению», где объяснил свою борьбу: «Я считаю своим долгом помочь своему народу выйти из угнетенного положения… Желание видеть казахскую нацию независимой — это не борьба против власти, а стремление к свободе».
Ахмет Байтурсынов, освобожденный в 1934 году по ходатайству жены Максима Горького, был вновь арестован в 1937 году и расстрелян. Однако их дело не было забыто — традиции национальной журналистики продолжили развиваться, заложив основы современной медиасреды Казахстана.