Реформирование судебной системы позволит повысить качество отправления правосудия
Обеспечение верховенства закона стало одним из главных приоритетов Национального Плана «100 конкретных шагов» по реализации пяти институциональных реформ Главы государства Нурсултана Назарбаева. А главное достоинство любого плана - реалистичность, исполнимость и конкретные результаты по итогам выполнения.
Для развития правовой системы страны президентом было определено 19 целевых шагов. Верховный Суд ответственен за реализацию 11 шагов, касающихся реформирования судебной системы, а по остальным выступает активным соисполнителем. На сегодняшний день работа по реализации Национального плана по обеспечению верховенства закона можно разделить на 3 направления: реформирование устройства судебной системы, реформирование кадровой политики и формирование судопроизводства по инвестиционным спорам.
Одним из главных посылов институциональной реформы по обеспечению верховенства закона для Верховного суда стало реформирование устройства судебной системы. Так для оптимизации инстанций судебной системы и упрощения доступа граждан к правосудию согласован переход от пятиступенчатой системы правосудия (первая, апелляционная, кассационная, надзорная и повторная надзорная) к трехуровневой (первая, апелляционная, кассационная). Теперь эта система выглядит так: суд первой инстанции – районный суд, апелляционная инстанция – областной суд и кассационная инстанция – Верховный Суд. Эти изменения обусловлены критикой существующей судебной системы, когда в одном областном суде сосредоточены апелляционная и кассационная инстанции. При этом кассационная инстанция сегодня фактически осуществляет функции надзора, т. е. пересматривает вступившие в законную силу решения нижестоящих судов. Поэтому вполне логично, что она передается на уровень Верховного Суда. В Италии, Испании, Франции и других развитых странах такой механизм пересмотра дел высшей судебной инстанцией как раз называется кассацией.
Мировая практика показывает – чем больше промежуточных инстанций, тем больше возможностей для умышленного затягивания судебных процессов и для злоупотребления правами. В результате сокращения судебных инстанций значительно повысится ответственность Верховного Суда и нагрузка на него. Сегодня кассационными коллегиями областных судов рассматривается около 25 тысяч дел. Почти все они поступят для рассмотрения в Верховный Суд.
В связи с увеличением объемов работы предлагается увеличение числа судей Верховного Суда за счет перераспределения имеющейся штатной численности областных судов. В настоящее время Верховным Судом ведутся прогнозные расчеты изменения судебной нагрузки и штатной численности судей.При сокращении инстанций предлагается усилить роль апелляции. Предусматривается применение коллегиального рассмотрения дел, которое будет проводиться с учетом сложности спора. Гражданские дела, рассмотренные в упрощенном заочном и приказном порядке, а также уголовные дела небольшой тяжести, не связанные с лишением свободы, планируется оставить на единоличное рассмотрение судьи.
Будет строго регламентирован порядок рассмотрения дел в Верховном Суде, обеспечено предварительное рассмотрение жалоб или ходатайств. Сокращению общего срока окончательного разрешения судебных дел будет способствовать и ограничение подсудности дел. Планируется исключить кассационное обжалование судебных актов, состоявшихся по делам об уголовных проступках и преступлениях небольшой тяжести, а также вынесенных в ходе судебного разбирательства или следственным судьей.
Гражданские дела, рассмотренные в приказном, упрошенном производстве, завершенные с использованием примирительных процедур также должны находить окончательное разрешение в областных судах. Кроме того, планируется ввести ограничения по сумме иска - такова устоявшаяся мировая практика. Предлагается установить госпошлину при обращении в Верховный Суд с ходатайством по гражданскому делу. Все это делается для того, чтобы избежать нынешней практики умышленного затягивания судебных тяжб стороной, не имеющей юридических аргументов своей правоты.
Планируется внедрение аудиовидеофиксации всех судебных процессов в обязательном порядке. На сегодняшний день из 1 364 залов судебного заседания новыми системами аудио- и видеофиксации оснащены 555 залов или около 40%. При этом суды Астаны и Алматы оснащены подобными системами на 100%. До конца 2015 года планируется оснастить еще 372 зала. Таким образом 68% процентов залов судебных заседаний в Казахстане будут оборудованы приборами аудио- и видеофиксации. Также совершенствуется программное обеспечение данной системы.
Ведется работа по расширению сферы обязательного применения суда присяжных заседателей и оптимизации механизма их отбора. Предлагается расширить перечень дел, рассматриваемых судами присяжных заседателей. Разработаны предложения по законодательному определению возможности передачи дела с участием присяжных заседателей из одного суда в другой в случае необходимости, по ходатайству заинтересованных участников процесса.
Для обеспечения баланса между обвинением и защитой в судах, предложено передать следственному судье ряд дополнительных функций. Это - санкционирование осмотра, выемки, обыска и личного обыска.
Предполагается создание Международного консультативного совета. Он будет оказывать содействие Верховному Суду по внедрению в казахстанское правосудие передовых международных стандартов судебной практики. Планируется включить в его состав авторитетных иностранных экспертов. Статус, полномочия и порядок деятельности Международного Совета будут определяться Положением, утверждаемым пленарным заседанием Верховного Суда.
Для сокращение участия прокурора в суде по гражданско-правовым спорам с целью упрощения судебных процедур и ускорения судебного процесса предлагается сохранить обязательное участие прокурора только в следующих случаях: по инициативе суда или прокурора, когда затрагиваются интересы государства, в отношении граждан, не имеющих возможности самостоятельно себя защитить, и когда требуется защита общественных интересов широкого круга лиц. Это, например, случаи массового нарушения трудовых, жилищных прав граждан, споры с участием трудовых коллективов и другие. И это потребует внесения соответствующих поправок в Гражданский процессуальный кодекс.
Стоит отметить, что в 2015 году Казахстан улучшил свои показатели в мировом рейтинге верховенства права, составляемом Международной неправительственной организацией World Justice Project, сразу на шесть пунктов (с 71 на 65).
Общий уровень удовлетворенности деятельностью судов респондентов исследования, проведенного в 2015 году международной организацией Программы развития ООН в Казахстане совместно с Центрами исследования правовой политики и Изучения общественного мнения, составил 71,3%.
Результатом реализации целевых шагов Национального плана для обеспечения верховенства закона должно стать повышение доверия казахстанцев судебной системе.